Часто задаваемые вопросы
В данном разделе представлены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие у индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц в связи с установлением торгового сбора в городе Москве с 1 июля 2015 г.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенные ответы не являются официальным разъяснением Департамента экономической политики и развития города Москвы по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Общие вопросы
Торговый сбор это фиксированный обязательный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли. При этом уплаченный торговый сбор можно вычесть непосредственно из суммы налога на прибыль, единого налога по упрощенной системе налогообложения (если объект налогообложения - доходы) или НДФЛ. Таким образом уплата торгового сбора не приведет к росту налоговой нагрузки для большинства добросовестных налогоплательщиков.
Вопросы о плательщиках торгового сбора
Да, должен. Объектом обложения торговым сбором является использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговли (вне зависимости от оснований использования таких объектов). Таким образом, торговый сбор должен уплачиваться теми, кто непосредственно торгует, т.е. плательщиками могут быть и собственники объектов недвижимости, и арендаторы.
Нужно. Торговый сбор уплачивается, если торговая деятельность велась на объекте хотя бы один раз в течение квартала.
Не должен. Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, а также индивидуальные предприниматели и организации, применяющие ЕСХН, не являются плательщиками торгового сбора и не должны подавать соответствующие уведомления в налоговые органы.
Не нужно. Торговый сбор применяется в отношении объектов движимого или недвижимого имущества, которые используются для торговли. В описанном случае таким объектом является склад (а сама доставка товара с помощью курьера или почты является услугой). Торговый сбор не применяется в отношении торговли путем отпуска со склада.
Не должен. Организация розничных рынков и торговля на этом рынке – два разных вида предпринимательской деятельности. Торговый сбор в отношении деятельности по организации розничных рынков платят только управляющие компании розничных рынков. Что касается тех, кто непосредственно торгует на розничных рынках, то Законом города Москвы «О торговом сборе» для них установлена льгота: торговля через стационарные или нестационарные торговые объекты на розничных рынках не облагается торговым сбором.
Не нужно. Торговый сбор вводится в отношении торговли. Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады. Оказание бытовых услуг (как и услуг общественного питания) не облагается торговым сбором.
Не должен. Торговый сбор вводится в отношении торговли. В целях торгового сбора торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров . Продажа билетов является услугой и не влечет необходимости уплачивать торговый сбор.
Нет. С 1 июля 2015 года торговый сбор установлен только на территории города Москвы. Соответственно, плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность только на территории города Москвы.
Да. Торговым сбором облагается использование объекта движимого или недвижимого имущества на территории города Москвы.
Если покупатели свободно передвигаются по территории садового центра, выбирают продукцию, расплачиваются за товар, то торговый сбор уплачивать нужно. Площадь зала определяется как общая площадь центра, включая площадь экспозиции, проходов для покупателей, складских помещений, рабочих мест обслуживающего персонала.
Если на территории садового центра есть отдельный торговый зал, где покупатели выбирают и оплачивают товар или делают заказ, но при этом они не заходят на остальную территорию, то торговый сбор взимается только с площади торгового зала.
Торговый сбор в отношении вида деятельности «торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада» в городе Москве не установлен. При этом к складам, по мнению Департамента экономической политики и развития города Москвы, относятся здания (строения, сооружения) или их части, предназначенные для хранения товара, не предусматривающие к нему доступ покупателей и не имеющие оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения денежных расчетов с покупателями. Соответственно, индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие такой вид торговли, не являются плательщиками торгового сбора и не должны подавать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Торговый сбор установлен в отношении использования объекта осуществления торговли для торговой деятельности. При условии того, что в офисе нет специального оборудования, в нем не осуществляется выкладка товара и не производятся денежные расчеты, такой офис не будет признаваться объектом осуществления торговли и, соответственно, облагаться торговым сбором. В этом случае уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора направлять в налоговые органы не нужно.
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли. Услуги по транспортировке/доставке не являются торговой деятельностью, и торговый сбор на них не распространяется.
Что касается продажи тары, то, в случае если торговля ведется с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством, такая торговля может быть отнесена к развозной розничной торговле, и в таком случае сбор нужно уплачивать.
Торговый сбор установлен в отношении использования торгового объекта для торговой деятельности. В случае если в офисе есть специальное оборудование, осуществляется выкладка товара и производятся денежные расчеты, такой офис является торговым объектом и, соответственно, облагается торговым сбором. При этом при определении площади торгового зала следует руководствоваться определением, данным в Налоговом кодексе РФ: площадь торгового зала - часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли. В случае если объекты имущества не используются (товар со склада доставляется покупателям напрямую, отсутствует торговый зал, в котором размещено оборудование, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), фирма не будет являться плательщиком торгового сбора.
Вопросы о месте постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора
Согласно Налоговому кодексу постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:
- по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.
Таким образом, в случае торговли через стационарный торговый объект организация или индивидуальный предприниматель встают на учет в качестве плательщика торгового сбора по месту нахождения такого объекта. В случае нестационарной торговли – по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Вопросы о подаче уведомлений
При осуществлении торговли через стационарный торговый объект организация или индивидуальный предприниматель встают на учет в качестве плательщика торгового сбора по месту нахождения такого объекта. Соответственно, уведомление подается в инспекцию по месту нахождения объекта торговли.
При осуществлении нестационарной торговли организация или индивидуальный предприниматель встают на учет в качестве плательщика торгового сбора по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
В таком случае плательщики должны направить уведомление о прекращении ведения торговой деятельности на объекте ведения торговли в налоговые органы.
В случае если такое уведомление не было подано, организация (индивидуальный предприниматель) продолжает считаться плательщиком торгового сбора. Неуплата торгового сбора такими организациями (индивидуальными предпринимателями) будет считаться нарушением законодательства о налогах и сборах.
Нужно направить в налоговые органы уведомление о прекращении ведения деятельности на старом объекте, а также подать уведомление плательщика сбора в отношении нового объекта.
Сумма торгового сбора зависит от площади торгового зала. Если изменилась площадь торгового зала, плательщик торгового сбора должен в течение 5 рабочих дней со дня изменения такой характеристики подать уведомление плательщика торгового сбора в налоговые органы.
Да, нужно. Все плательщики торгового сбора обязаны подать уведомление в установленные сроки, включая тех плательщиков, в отношении которых установлены льготы. При этом для получения льготы вместе с уведомлением необходимо представить документы, подтверждающие право на получение такой льготы.
Вопросы о ставках торгового сбора
Ставка торгового сбора дифференцируется по видам деятельности, территории (в центре – дороже, за МКАД – дешевле), в зависимости от особенностей осуществления видов деятельности и особенностей объекта осуществления торговли.
В качестве основы для определения ставки торгового сбора установлена расчетная стоимость патента в сфере торговли (для объектов с площадью торгового зала до 50 кв.м.). Для стационарных объектов с площадью торгового зала свыше 50 кв.м. установлена ставка 50 рублей за кв.м. площади торгового зала в квартал за каждый метр, превышающий порог в 50 кв.м. (для рынков – площадь).
Вопросы о расчете суммы и уплате торгового сбора
Период обложения – квартал.
Торговый сбор уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения. Таким образом, в первый раз торговый сбор нужно уплатить до 26 октября 2015 года за 3 квартал 2015 года (25 октября 2015 г. выпадает на воскресенье, соответственно, срок уплаты переносится на понедельник, 26 октября 2015 г.).
Уплата торгового сбора авансом не предусмотрена!
Торговый сбор уплачивается, если торговая деятельность велась на конкретном объекте хотя бы один раз в течение квартала. Таким образом, если в течение одного квартала изменилась площадь торгового зала объекта, торговый сбор должен быть уплачен исходя из большей площади.
Согласно Налоговому кодексу РФ площадь торгового зала это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Такими документами могут быть договор купли-продажи, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), на основе возмездного и безвозмездного пользования и другие документы.
В Вашем случае торговый сбор рассчитывается от площади 51 кв.м. В соответствии с Законом города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе» ставки торгового сбора для объектов стационарной торговой сети с торговыми залами свыше 50 квадратных метров установлены следующим образом:
- за каждый квадратный метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров;
- за каждый полный (неполный) квадратный метр площади торгового зала свыше 50 кв.
Торговым сбором облагается использования конкретного объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности. Таким образом, рассчитывать торговый сбор нужно по каждому объекту отдельно.
Да, торговый сбор нужно уплачивать. Торговый сбор это фиксированный платеж в отношении использования конкретного объекта движимого или недвижимого имущества, который не зависит от экономических результатов деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Понятия объектов стационарной торговой сети и нестационарной торговой сети в настоящий момент не определены в главе 33 Налогового кодекса. При этом для целей администрирования торгового сбора будет использоваться следующая классификация торговых объектов (классификация закреплена в постановлении Правительства Москвы № 401-ПП от 30.06.2015 "О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве").
К объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся:
• Отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
• Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, относятся объекты:
• Расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах торговые точки, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
• Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение.
• Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
К объектам нестационарной торговой сети относятся:
• Нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности».
• Объекты развозной розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством.
• Объекты разносной розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице.
В соответствии с положениями ст. 416 Налогового кодекса РФ, плательщик торгового сбора обязан направить в налоговые органы уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в течение 5 дней с даты начала осуществления торговой деятельности. В связи с тем, что в июле, августе и сентябре деятельность вестись не будет, организация должна будет подать уведомление впервые в четвертом квартале – в течение 5 дней после возобновления торговой деятельности.
Вопросы о зачете торгового сбора
Согласно Налоговому кодексу РФ суммы налога по УСН «доходы минус расходы» не могут быть уменьшены налогоплательщиками на сумму торгового сбора (такая возможность предусмотрена для плательщиков, применяющих УСН «доходы»). Вместе с тем, сумма торгового сбора может учитываться в составе расходов, на которые уменьшаются доходы в рамках применения УСН «доходы минус расходы».
Согласно Налоговому кодексу РФ торговый сбор может быть вычтен из суммы налога по УСН «доходы», исчисленного только по доходам от вида предпринимательской деятельности, в отношении которого торговый сбор уплачивается. Таким образом, организация может зачесть торговый сбор против той части налога, которая приходится на доходы от продажи сувенирной продукции.
Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Таким образом, торговый сбор может быть зачтен только в счет региональной части налога на прибыль.
В соответствии с пунктом 8 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.